28 июня 1933 года была начата операция по массовому выселению цыган из Москвы.

В длинном списке преступлений сталинской эпохи, которые часто приводят правозащитники, иногда можно увидеть и упоминание о «массовой депортации цыган из Москвы в Сибирь». Некоторые даже проводят параллели между этими мероприятиями и уничтожением цыган, которое осуществляли гитлеровцы.

Социалистическое счастье для товарищей цыган

Отношение к цыганам и в России, и в СССР было двояким. С одной стороны, их обожали за душевные песни и зажигательные танцы, с другой — побаивались из-за приверженности к кочевому образу жизни и нежелания большинства социализироваться.

Не одно поколение малышей, живущих в деревнях, слышало от бабушек страшилки: «Ну-ка быстро спи, а то придут цыгане и унесут!»

Подобные предрассудки не имели ничего общего с реальностью. Хотя, что греха таить, случались у цыган и проблемы с законом. Но что же должно было произойти, чтобы власти Советского Союза решились прибегнуть к радикальным мерам.

Большевики, придя к власти, рассматривали цыган как социально близкую группу, которая, по их мнению, относилась к деревенской бедноте. Были приняты меры для того, чтобы обеспечить цыганам доступ к образованию и медицинским услугам.

И тут возникла серьезная проблема — большая часть цыган призывы перейти к оседлому образу жизни просто игнорировала, предпочитая продолжать кочевать, и не прельщаясь никакими благами.

От артистов до попрошаек

Власти продолжали упрямо гнуть свою линию. В 1931 году в Москве состоялось открытие цыганской театральной студии «Индо-Ромэн», которая со временем превратилась в уникальный в своем роде цыганский театр «Ромэн», ставший главным центром культуры этого народа в Советском Союзе. Создавались цыганские колхозы и артели, которые, по задумке организаторов, должны были стать шагом к окончательной социализации этого народа.

Но в 1932-1933 году на страну обрушился масштабный голод, спасаясь от которого в большие города двинулись не только кочующие таборы, но и часть тех цыган, которые вели оседлый образ жизни. Последним было проще — в городах они быстрее могли найти работу и жилье.

Но кочующие цыгане, как правило, зарабатывали для себя традиционно — гаданием и попрошайничеством. И такая картинка совершенно не красила столицу первого в мире государства рабочих и крестьян.

В декабре 1932 года было подписано Постановление № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Все граждане СССР от 16 лет, постоянно проживавшие в городах, рабочих посёлках, работающие на транспорте и в совхозах, обязаны были иметь паспорта.

Цыганские таборы, находившиеся в Москве, в отличие от своих оседлых соплеменников, процесс получения документов просто проигнорировали. Чем дали повод властям для решительных действий.

Цыгане из города Новый Оскол. Фотография начала XX века.

Цыгане из города Новый Оскол. Фотография начала XX века. «Ваше Слово»:

«Контингент направлен в гор. Томск и трудпоселки ОГПУ»

Информация о том, что происходило в Москве летом 1933 года, довольно скупа. Пожалуй, единственным внятным документом на сей счет является донесение помощника начальника ГУЛАГа Израиля Плинера зам. председателя ОГПУ Генриху Ягоде о чистке г. Москвы от цыган, датированное 10 июля 1933 года.

Вот что говорится в документе: «Доношу, что операция выселения т.н. „иностранных“ цыган из окрестностей Москвы, начатая 28 июня, закончена 9 июля.

Всего за этот период изъято и выселено 1008 семей, 5470 человек, в том числе 1440 мужчин, 1506 женщин и 2524 детей.

Весь указанный контингент направлен в гор. Томск и трудпоселки ОГПУ Зап[адно]-Сиб[ирского] края, где будет расселен в отдельных поселках по национальному признаку.

Всего сформировано и отправлено пять эшелонов, вместе с выселенными цыганами отправлены принадлежащие им 338 голов лошадей, 2 коровы и большое количество повозок и домашний скарб.

Всем выселяемым проведена санобработка со стрижкой и прививкой оспы, последнее явилось особенно необходимым ввиду обнаружения среди цыган нескольких случаев заболевания натуральной оспой.

ГУЛАГ ОГПУ выделено необходимое количество продовольствия и фуража для снабжения эшелонов на весь путь следования, по установленным нормам. Во всех эшелонах имеются походные кухни и необходимый хозобиход для организации снабжения эшелонов в пути горячей пищей и кипятком.

ГУЛАГ ОГПУ также организовано медсанобслуживание выселенных в пути, во всех эшелонах имеются вагоны-изоляторы с постельными принадлежностями в сопровождении медперсонала с необходимым количеством медикаментов.

Погрузка и отправление эшелонов прошли спокойно».

«Вагоны были уже с нарами, но чистые»

Один из цыган, которые попали под операцию по выселению, Владимир Глодо, он же Владимир Шаматульский, так вспоминал эти события: «Табор был окружён милиционерами в белых гимнастёрках. Нагрянули незваные гости на рассвете, примерно в 4-5 утра, выгнали сонных людей из палаток и толпой повели к железной дороге. Палатки цыганам пришлось бросить, лошадей и почти всё имущество тоже. Успел что-то сунуть в котомку — уже хорошо. Эти поспешные сборы ещё отзовутся во время попыток побегов, когда смельчакам будет нечего обменивать на еду. Пока же ошеломлённые семьи погрузили в четырёхосные пульмановские вагоны, заранее загнанные в тупик. Вагоны были уже с нарами, но чистые. Здесь милиция передала цыган военным конвоирам. Вскоре огромный эшелон был заполнен таборами, арестованными на разных концах Москвы».

Судя по рапорту, приведенному выше, имущество цыган бросать никто не заставлял. Известный исследователь цыганского народа Николай Бессонов, который брал интервью у Владимира Шаматульского, узнав, что на тот момент свидетелю было шесть лет, поразился тому, что его собеседник довольно точно указал число выселяемых — около 5000.

«Всё очень просто, — приводит Бессонов слова Шаматульского, — Я тогда как раз считать научился, и мне было интересно пробовать на разных примерах. Я пересчитал, что в нашем вагоне 35 человек. Потом пробежались с пацанами вдоль поезда. Посчитали, сколько вагонов. Перемножил — оказалось больше девяти сотен человек. А эшелонов было пять».

Обратите внимание — мальчишки могли бегать вдоль поезда и пересчитывать вагоны. То есть режим конвоирования был чрезвычайно мягким. Более того, при перевозке позаботились и о санобработке, и горячей пище.

А что за странное упоминание в рапорте об «иностранных» цыганах? Дело в том, что табор, в котором кочевал Володя Шаматульский, относится к так называемой группе «кишиневцев». На тот момент этот город входил в состав Румынии. И, хотя эта группа, также разделившись на «украинцев» и «россиян», к моменту описываемых событий многие годы кочевала вдалеке от столицы современной Молдавии, называть их «иностранцами» хотя бы в кавычках повод был. Но вся штука в том, что у цыган не было никаких документов — ни румынских, ни советских, и депортировать их из СССР как иностранных граждан не было решительно никакой возможности.

«Цыганская девушка». Художник Николай Ярошенко.

«Цыганская девушка». Художник Николай Ярошенко.

«Почти все цыгане бежали»

Упоминание в рапорте ГУЛАГа позволяет некоторым относить этот случай к массовым репрессиям. Однако, все обстоит не совсем так. Советская власть не отказывалась от идеи социализировать кочующих цыган. Теперь решено было сделать это в сибирских трудовых поселках. Дабы смягчить привыкание и защитить цыган от влияния уголовного элемента, решено было формировать отдельные цыганские трудовые поселки.

Судя по документам, сам переезд обошелся без серьезных эксцессов. Но идея в целом провалилась с треском. Российский историк Виктор Земсков в своей книге «Сталин и народ. Почему не было восстания» пишет: «Уже осенью 1933 года этот контингент трудопоселенцев фактически перестал существовать, так как почти все цыгане бежали. В документах нами не обнаружено никаких указаний о предпринятых мерах по возвращению их назад в места ссылки».

В общем, власти махнули рукой на свою затею, ограничившись упреждающими мерами по недопуску в большие города крупных цыганских таборов. Однако и эти меры вездесущие цыгане обходили.

Гитлеровская политика истребления

Да, цыгане, как и другие граждане, порой попадали в маховик «большого террора», однако эти случаи не имели отношения к их национальной принадлежности.

И уж точно невозможно сравнивать политику советских властей с целенаправленным уничтожением цыган, которое осуществляли гитлеровцы на оккупированных территориях. По некоторым подсчетам, на оккупированных немцами территориях СССР гитлеровцы уничтожили около 30 000 цыган. Если учесть, что, согласно данным 1939 года, в СССР проживали чуть более 88 000 цыган, получается, что нацисты уничтожили каждого третьего представитель этого народа в нашей стране.

Товарищ Хрущев цыган убедил

В первые послевоенные годы руководству Советского Союза было не до упорядочения жизни цыган. А вот уже при Никите Хрущеве, 26 октября 1956 года было опубликовано Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством».

Кое-кто склонен и этот документ рассматривать как вмешательство в традиционную цыганскую жизнь. Исследователи, однако, пришли к выводу, что большинство цыган восприняли его положительно. Во-первых, с оседлыми народами СССР цыган сблизила военная беда. Во-вторых, с 1950-х годов началось массовое увеличение выпуска товаров промышленного производства, что обесценило кустарное производство цыган. Сельскохозяйственная техника аналогичным образом снизила значение лошади, верной спутницы цыгана.

Если же прибавить к этому, что центральные власти требовали от местных обеспечить все условия для перехода цыган к оседлому образу жизни (предоставление жилья, работы, обеспечение местами в детских садах, школах и т.д.), становится понятно, почему цыгане в массе своей восприняли данный переход положительно.

Распад СССР и глубокий экономический кризис вызвал уникальное явление, которое исследователи называют «вторичным кочевьем». Цыгане, уже на протяжении двух, а то и трех поколений ведущие оседлый образ жизни, в поисках заработка стали снова кочевать таборами. При этом речь идет выходцах из стран постсоветского пространства, в то время как «традиционные» российские цыгане продолжают в основном вести оседлый образ жизни. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

«Ваше Слово»

Ваше слово

Please enter your comment!
Please enter your name here