Спорт в последние годы превратился в арену для манипуляций и сведения счётов с неугодными странами. Сможет ли культура остаться независимой от политики?

Валерий Гергиев, дирижёр, худрук и гендиректор Мариинского театра:

— Уже три десятилетия я делю свою жизнь между Россией и остальным миром. Мы, музыканты, с одинаковой любовью относимся к произведениям величайших немецких, австрийских, французских, русских, чешских, польских и многих других композиторов. Поэтому упрекнуть нас в каком-то яростном национализме почти невозможно.

Говорят, «есть западный взгляд на происходящее». А мне всегда казалось, что нужно учитывать множество взглядов — не только с Запада, но и с Востока. Многие на Западе никак не поймут, что взгляд с Востока сегодня ОЧЕНЬ важен. К примеру, Китай я для себя открывал постепенно, начиная с 1998 г., когда первый мой концерт в Пекине посетил тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь. В разговоре я заметил, что поражён тем, с какой скоростью развивается Китай. Когда приземлялся в Шанхае, увидел лес из тысяч строительных кранов. «Нет, — возразил Цзян Цзэминь. — Китай не развивается быстро. Мы идём медленно — это самое главное. Значит, мы сохраним стабильность, нас не будет болтать на ухабах реформ. А если сохраним стабильность, то пойдём очень далеко». И указал пальцем куда-то вперёд и вверх. 20 лет спустя мы увидели подтверждение его слов — мощный подъём китайской экономики. Для меня это был маленький урок — один из тысячи уроков, которые я получал от старших товарищей.

Президент Путин на Петербургском культурном форуме пошутил: «Мы, политики, и вы, деятели искусства, не можем друг без друга. Вы мосты строите, мы сжигаем, вы опять строите, мы опять сжигаем». Да, нам приходилось в последние годы сталкиваться с проявлениями агрессивно-враждебными, хулиганскими. Они были направлены не против меня лично, а против моей страны. Страны Пушкина, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Булгакова — мы можем ещё долго перечислять всех тех гениев, которых Россия дала миру. Когда некий молодой человек во время премьеры «Иоланты» Чайковского в Метрополитен-опере выскочил на сцену с флагом Украины, знаете, какой была реакция зала? Послышался громкий гул негодования — этот хулиган испортил всем музыкальный праздник. Так что все подобные акции контрпродуктивны, они наносят страшный удар прежде всего по тем, кто их затевает.

Поэтому мы должны быть выше этого. А музыка действительно выше — вы уж поверьте! Мы, музыканты, артисты, художники, не прокладываем траншеи на вражеской территории — те мосты, которые мы строим, они не для трансляции враждебных намерений. Мосты эти прочно существовали веками, существуют ныне и будут существовать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

«Ваше Слово»

Ваше слово

Please enter your comment!
Please enter your name here